|
|
ЧАСТЬ III ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Рост безграмотности – глобальная проблема 21-го века Уже более 100 лет ученые пытаются понять причины возникновения дислексии с тем, чтобы эффективно противостоять ей. Хотя термин «дислексия» получил широкое распространение, но т.к. природа этого нарушения письменной формы речи оставалась необъясненной, то каждый понимал этот термин по-своему. Родители дошкольников, желая избегнуть дислексии у своих детей, стремились пораньше научить детей «буквам» (чем очень часто наносили вред своему ребенку). Неудачи в создании эффективной системы предупреждения и коррекции дислексии увеличили в обществе количество людей, которым дислексия исказила и продолжает искажать судьбу. Образовались целые «династии» дислексиков: ведь дислексия является генетически наследуемым отклонением функционирования речевых центров. Беспомощность общества перед дислексией и является причиной того, что термин «дислексия» вызывает отрицательные ассоциации. Люди стесняются признаться в том, что они дислексики, в связи с чем значительная часть родителей стала противиться раннему обнаружению склонности к дислексическим нарушениям и ранним превентивным мерам, направленным на купирование этих нарушений. А между тем, дислексия нередко дает важные преимущества в жизни. Показательный пример тому – сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже. Ричард Роджерс убежден, что только дислексики обладают пространственным воображением. Сэр Ричард сам дислексик гордится этим и на работу в свою архитектурную мастерскую берет только дислексиков. И хотя среди дислексиков много ярких имен, которыми гордится человечество, но это ничуть не умаляет всего ущерба, причиняемого дислексией. Из-за своей массовости эти нарушения письменной речи перерастают в проблему социальную, которая угрожает стабильности общества. Уже в конце 20-го века стал наблюдаться усиленный интерес к вопросам борьбы с дислексией: стали создаваться, публиковаться и вводиться в практику различные методики по данной тематике. В США за год раскупалось на данную тематику методической литературы и дидактических пособий более, чем на $800 млн.; а с 1998 года программу борьбы с дислексией возглавил сам президент Билл Клинтон… . Однако, за прошедшие годы решить эту проблему так и не удалось. И теперь, в 21 веке, стало очевидным, что без решения данной проблемы человечество постепенно погрузится в пучину невежества. 8 мая 2008 года был опубликован доклад ЮНЕСКО, где указывалось, что в Центральной и Восточной Европе (!) не умеют читать и писать 9 млн. человек взрослого населения. Профессор Госуниверситета г. Санкт-Петербурга доктор Т.В. Черниговская пишет: «… по неведомым причинам более 30% детей в англоязычных странах страдают от дисфункции письменной формы речи». В той же подборке ведущий логопед Т. Гогуадзе приводит такие данные: « С 1977 г. по 2008 г. число дислексиков по Москве и Петербургу возросло с 9% до 37 %.». Откуда такое скачкообразное увеличение числа безграмотных людей? Авторы считают, что процент безграмотных людей увеличивается не скачкообразно, а в полном соответствии с многими объективными факторами: включением в процесс всеобщего обучения таких категорий детей, которых нужно обучать только по особой программе; неадекватные методы оценки знаний учеников в области усвоения грамоты (например, оценка качества чтения – по хронометру, заключение о состоянии письма - по подсчету количества допущенных ошибок - без их углубленного анализа) и т.д., – подобных факторов, способствующих росту безграмотных людей очень много. Но основным фактором увеличения числа безграмотных является усиленная акцентировка внимания на дислексии и полное игнорирование проблем дислексикоподобных нарушений речи (и даже отсутствие такого термина). А между тем, если дислексия – беда и угроза стабильности нашего общества, то еще большими бедами грозят обществу дислексикоподобные нарушения речи, т.к. последних - как минимум - в два раза больше, чем первых. По наблюдениям авторов, примерно 25-30% учеников начальных классов владеют грамотой лишь формально (и эти данные полностью совпадают с результатами, приведенными выше). После завершения своего пребывания в школе люди, страдавшие дислексикоподобными нарушениями в детстве, начисто забывают грамоту и пополняют число безграмотных людей. Так, по данным упомянутой выше Т. Гогуадзе, в Курской области 70% взрослого населения (возраст от 40 и старше) признало себя безграмотными (для сравнения – 30 лет назад таких людей было только 9%). Вывод: необходимо создать такую методику обучения грамоте, которая бы гарантированно исключала возможность формирования дисфункции письменной формы речи у всех без исключения школьников. Создание подобной методики предполагает необходимость пересмотра концептуальной базы обучения грамоте в ее трактовке структуры речи и ее спич-моторинг. Основная причина дислексии и дислексикоподобных нарушений Еще в середине 20-го века в качестве одной из основных причин того, что значительное число учеников не в состоянии овладеть грамотой, указывалась недостаточная квалификация учителей. Очень медленно, постепенно этот устоявшийся стереотип начал меняться: стало ясно, что не в учителях дело. Затем, причину необучаемости грамоте начали искать в генетической обусловленности дефекта. О том, что дислексия – наследственно обусловленное отклонение – этот факт доказан американскими исследователями еще в 1994 г. Еще более убедительными являются доказательства группы ученых Оксфордского университета, обнаруживших у дислексиков дефект в 6-й хромосоме. Исследования генетиков окончательно сняли вину с педагогики младших классов за случаи дислексии. Но теперь наметилась тенденция обратного порядка: « …. раз все дело в генах, хромосомах - значит, дислексия не поддается (!?) коррекции…». Однако, факт генетической обусловленности дислексии так и не отвечает на главный вопрос, столь нужный для практиков: какой именно недостаток развития речевых центров передается по наследству? Без ответа на этот основной вопрос невозможно решение всей проблемы. Таким образом, генетическая детерминация дислексии ничего не дает для практической педагогики: по-прежнему остается неизвестным, в чем конкретно заключается нарушение speech-motoring у дислексиков? И главное, что надо сделать для разрешения этой проблемы? Тот факт, что исследователи дислексии совсем не касаются алгоритма формирования навыка грамотности, свидетельствует о том, что существующая концепция обучения грамоте учеными воспринимается как абсолют, который подвергать сомнению или ревизии недопустимо. Конечно, «фонематическая концепция» speech-motoring формировалась тысячелетиями и воспринимается в качестве аксиомы. Однако, нельзя закрывать глаза на тот факт, что к 21-му веку эта концепция морально устарела: изменился и сам социум, и уровень предъявляемых им требований к обучению грамоте; появились сканеры, которые фиксируют мозговую деятельность индивидуума в момент допущения им простой орфографической ошибки и ошибки системной (дислексической), и, наконец, появилась концепция speech-motoring авторов, которая утверждает, что происхождение любой дисфункции письменной формы речи – в любой степени ее проявления – это результат нарушений функций речевых центров, или их недоразвития. А обнаружение больших контингентов безграмотных людей – следствие отсутствия адекватных критериев оценки грамотности и игнорирование факта действительной безграмотности большого процента населения. Связь с нами по E-mail: julia.logoped@gmail.com |
Отправить сообщение для julia.logoped@gmail.com с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
|