ЧАСТЬ
IV
ЛОГОФИЗИОЛОГИЯ
Теоретический базис логофизиологии
Умножающиеся в
последнее время дисфункции письменной формы речи объясняются,
в первую
очередь тем, что существующая («фонематическая») концепция
speech-motoring
афизиологична.Она не учитывает того неоспоримого факта, что
speech-motoring
осуществляется рефлекторно –
согласно априори данному физиологическому коду. И
обучение грамоте сможет быть
только тогда эффективным, когда оно будет
осуществляться в полном соответствии с
физиологическим кодом - при таких условиях
возникновение дислексии и
дислексикоподобных
нарушений речи просто исключено.
Таким образом, фонематическая концепция и
является основной причиной формирования
дислексии и дислексикоподобных нарушений. Для исправления создавшегося
положения в
области
обучения грамоте необходимо принять новую («кодемную» - терминология
авторов)
концепцию
speech-motoring,
предлагаемую авторами.
Примечание: Кодема – элементарная единица речи, генерируемая рефлекторно
согласно
физиологическому коду,
формулу которого расшифровали авторы.
Кодемная
концепция не может
игнорировать физиологический характер структуры речи и
ее
speech-motoring.
Эта концепция авторов утверждает, что речь состоит не из
смыслообразующих
звуков, а из акустических комплексов, которые формируются на
формальной основе
согласно
законам акустики. Эти элементарные акустические комплексы
реально существуют
только в экспрессивной форме речи, и как только речь переходит на
импрессивный
уровень,
она (речь) теряет свой акустический компонент и превращается в
ряд
безакустических
комплексов, генерируемых соответствующими импульсами
функционирующих речетворных органов.
Образно выражаясь, роль акустического компонента
речи сравнима с ролью «коня», на
котором безакустические комплексы «въезжают» в Речевой Центр, где и
анализируются.
Речевые Центры «глухи», и акустических сигналов
они не воспринимают. Поэтому для
управления речевыми центрами и их развития можно пользоваться только
специальными логофизиологическими (терминология авторов) безакустическими
методами, разработанными ими же. При помощи педагогических методов функциями
речевых
центров управлять невозможно: инструментарием педагогического воздействия
всегда являются
слова, и слова эти адресуются только к интеллекту и к логике ученика. Но
speech-motoring
–
процесс физиологический (рефлекторный) и слово для физиологического
процесса не
является
регулятором («распорядителем»). Так что вполне предсказуемо
выпадение из
процесса обучения
грамоте значительного количества детей. Рефлекторному
процессу научить
невозможно,
его надо почувствовать: ребенок должен почувствовать
формирование звуков
собственными Речетворными Органами, и должен почувствовать
порядок следования
звуков в
слитной речи.
Но педагогика не располагает такими необходимыми методами, ими располагает
только
логофизиология.
Расшифровка
авторами структуры речи и ее
speech-motoring,
разработка ими методов
логофизиологии открывает возможность ввести логофизиологическую подготовку в
пропедевтический курс обучения грамоте. Открытие авторов делает возможным
целенаправленное воздействие при помощи чувствительно-двигательных импульсов
(ноу-хау) на
речевые центры с периферии нервной системы индивидуума, и импульсы эти
обладают
только двумя значениями: торможения и возбуждения.
Авторы разработали систему логофизиологического пропедевтического курса,
испытали его в длительной и обширной практике. Эту методику они назвали
логофизиологией.
Логофизиология – это созданная авторами новая
дисциплина, включающая в круг своих
научных и практических интересов вопросы педагогики, физиологии, медицины,
психологии.
Логофизиология
занимается изучением механизмов речеобразования и их связи с
периферическими отделами центральной нервной системы. Логофизиология
разрабатывает
практические методики, при помощи которых возможно предупредить речевые
нарушения
устной и письменной формы речи. Логофизиология обладает собственной
теоретической
базой и документированной практикой.
Базис
практической логофизиологии
Еще в середине 20-го века У. Пенфилд установил
физиологическую зависимость между
речевым
центром и пальцами руки (см. схему).
На схеме видно, что каждый палец руки связан с определенной зоной Речевого
Центра. Эта
физиологическая зависимость дает возможность на пальцах зашифровать структуру
речи
и при
помощи пальцев направить речь в Речевые Центры (ноу-хау).
Новое
понимание структуры речи и ее
speech-motoring
влечет за собой радикальную
замену традиционного алгоритма обучения грамоте.
Традиционный (фонематический) алгоритм осуществляется педагогически. Детям
объясняют:
«Мы слышим звук и записываем его буквой». Исходя из этого основополагающего
тезиса,
строится педагогический алгоритм обучения.
С этим заданием справляются все дети, даже 3-летние дети никогда не спутают
картинку
Кота и
Кита. Но выделенные таким образом речевые звуки - виртуальны, они – результат
осмысливания
речи.
И все же большинство детей – кто раньше, кто позже – усваивают грамоту при
помощи
фонематической методики обучения. Но всех детей обучить при помощи этой методики
невозможно.
Сознавая беспомощность школы перед задачей усвоения грамоты всеми детьми,
многие
родители принимают превентивные меры – учат читать детей до школы. При этом
неминуемо и противоестественно процесс чтения отрывается от процесса письма.
Чтение
и письмо диалектически между собой связаны, это две стороны одной и той же
медали и
невозможно отделить одно от другого, как невозможно отделить анализ от синтеза.
Чтобы
каким-то образом скрасить неприглядную картину начального (и основного) периода
обучения
грамоте, снижаются критерии оценок: качество чтении проверяют по хронометру,
не
вникая в
понимание учеником читаемого текста. Еще более страдает при такой системе
проверка
качества письма. Оно тоже оценивается по формальным признакам, в результате
чего
многие дети принимают за письмо процесс трансформации печатного текста в
письменный…
Все эти трудности проходят без следа, если принять концепцию спич-мототоринг
авторов
и
изменить алгоритм обучения грамоте:
-
·
Сначала детей надо научить почувствовать функционирование собственных
Речетворных
Органов, и научить управлять ими: дыханием, механизмом голосоподачи,
мышцами
лица, языка ….
-
·
Затем у детей формируют навык шифрования речи на пальцах руки (ноу-хау) и
навык
адресации зашифрованной речи в Речевой Центр (ноу-хау).
Таким образом, логофизиология дает
возможность целенаправленно воздействовать на
Речевые
Центры с периферии индивидуума. Пальцевой анализ-синтез позволяет
осуществить
безбуквенное чтение и безбуквенное письмо, что в десятки раз увеличивает
количество
прочитанных и записанных слов на каждом занятии – это и является основным
фактором
эффективности предлагаемой методики.
Если
правильно зашифровать речь на пальцах, то эта речь по физиологическим каналам
неминуемо попадает в Речевой Центр, на что последний реагирует вневолевой (т.е.
рефлекторной) реакцией в виде фонетически нормативной речи.
Это открытие послужило основой для создания авторами методики «Обучение
детей
4-6-ти лет фонематическому чтению» (методика признана педагогическим
изобретением,
занесена в Реестр Международного Центра Педагогического Изобретательства РФ, на
него
выдан
Патент-сертификат за №113, 1993г.).
Система купирования дислексии и дислексикоподобных нарушений у первоклассников.
Авторы разработали
Систему
своевременного купирования нарушений письменной формы
речи у школьников. Система позволяет охватить в максимально ранние сроки
всех тех
учеников, у кого замечаются специфические нарушения речи: ребенок «забывает»
буквы,
читает побуквенно прямой слог; пишет «зеркально»; у ребенка нечеткое
звукопроизношение,
затянувшийся «синдром первоклассника», проявление заикания, запинок и прочего, -
во всех
этих
случаях ребенка отправляют в группу логофизиологической коррекции речи.
Занятия
проводятся с группой учащихся (максимально 5-6 человек), только специалистом;
длительность занятий 10-15 минут (не более 20-ти минут) в специально
оборудованном
кабинете
2-3 раза в неделю – параллельно школьным занятиям. Тематика занятий –
развитие
логофизиологических навыков речевого анализа-синтеза. (Тематика этих занятий и
их
алгоритм первоначально называлась «Грамота за 7 занятий» - ноу-хау).
Ниже приводим
схему динамики усвоения курса коррекции.
Как видно
из схемы 55% детей овладевают нормативным чтением примерно за 1-1,5
месяца (8-10 посещений); примерно 15% детей усваивают данный курс за 5-6
посещений; еще
15% детей требуется 2-3 месяца (на схеме обозначено мелкой ломаной линией).
Таким
образом, из этой схемы видно, что 85% детей, посещающих эти занятия,
ликвидируют свое отставание в установленные школой сроки. И
лишь у 15% детей
возникает необходимость повторного посещения данного курса. Часть этих детей, в
конечном
счете, попадают во
вспомогательную школу с диагнозом «дебильность в
обучаемой
форме».
Но и во вспомогательной школе, занимаясь строго индивидуально по данному
алгоритму, дети
овладевают нормативным чтением и письмом; продолжительность курса у этих детей
длится год-полтора при двух посещениях в неделю. Эффект всегда положительный.
Цитируем выдержки из рецензии профессора Татуся Виты, научного руководителя Дома
науки и технологии «Центр» СУРИ и СИРИ:
«…Разработанный ими метод позволяет в десятки и сотни раз сократить время
восстановления и
свести его до минимального количества общений с логопедом: от 10 до 50
в
зависимости от
интеллекта пациента, возраста, структуры дефекта и т.п.….».
Далее выдержка из
Представления Д.Бугаевой к званию «Учителя-методиста»: «… по
истечению
15-ти лет можно с уверенностью сказать, что принятая в городе Система
профилактики
дислексии и дисграфии на основе указанной методики Бугаевой
Д.И.
полностью себя оправдала:
дисграфия у второклассников – это ЧП со всеми вытекающими
отсюда последствиями…»
(Зав.
горОНО, Зав. Методкабинетом, гербовая печать).
Таким образом, предлагаемая авторами методика не только
высокоэффективна,
экономична, она реальный претендент для массового использования и в домашних
условиях, и в
школах, и в детских садах. При ее помощи можно полностью решить проблему
дислексии и дислексикоподобных нарушений.
Связь с нами по E-mail:
julia.logoped@gmail.com
|