логофизиология
Домашняя об открытии логофизиология открытие в педагогике открытие и компьютер логотренажер о дислексии дислексия и дислексики еще о дислексии и еще о дислексии фотогалерея

 

об открытии
логофизиология
открытие в педагогике
открытие и компьютер
логотренажер
о дислексии
дислексия и дислексики
еще о дислексии
и еще о дислексии
фотогалерея

                                                                                          ЧАСТЬ IV

                                                      ЛОГОФИЗИОЛОГИЯ                                                                 

                                                   Теоретический базис логофизиологии

    Умножающиеся в последнее время дисфункции письменной формы речи объясняются,
в первую очередь тем, что существующая («фонематическая») концепция
speech-motoring
афизиологична.Она не учитывает того неоспоримого факта, что 
speech-motoring

осуществляется рефлекторно – согласно априори данному физиологическому коду. И
обучение грамоте сможет быть только тогда эффективным, когда оно будет
осуществляться в полном соответствии с физиологическим кодом - при таких условиях
возникновение дислексии и дислексикоподобных нарушений речи просто исключено.

    Таким образом, фонематическая концепция и является основной причиной формирования
дислексии и дислексикоподобных нарушений. Для исправления создавшегося положения в
области обучения грамоте необходимо принять новую («кодемную» - терминология
авторов) концепцию
speech-motoring, предлагаемую авторами.

Примечание: Кодема – элементарная единица речи, генерируемая рефлекторно согласно
физиологическому коду, формулу которого расшифровали авторы.

Кодемная концепция не может игнорировать  физиологический характер структуры речи и
ее
speech-motoring. Эта концепция авторов утверждает, что речь состоит не из
смыслообразующих звуков, а из акустических комплексов, которые формируются на
формальной основе согласно законам акустики. Эти элементарные акустические комплексы
реально существуют только в экспрессивной форме речи, и как только речь переходит на
импрессивный уровень, она (речь) теряет свой акустический компонент и превращается в
ряд безакустических комплексов, генерируемых соответствующими импульсами
функционирующих речетворных органов.

    Образно выражаясь, роль акустического компонента речи сравнима с ролью «коня», на
котором безакустические комплексы «въезжают» в Речевой Центр, где и анализируются.

    Речевые Центры «глухи», и акустических сигналов они не воспринимают. Поэтому для
управления речевыми центрами и их развития можно пользоваться только
специальными логофизиологическими (терминология авторов) безакустическими
методами, разработанными ими же. При помощи педагогических методов функциями
речевых центров управлять невозможно: инструментарием педагогического воздействия
всегда являются слова, и слова  эти адресуются только к интеллекту и к логике ученика. Но
speech-motoring – процесс физиологический (рефлекторный) и слово для физиологического
процесса не является регулятором («распорядителем»). Так что вполне предсказуемо
выпадение из процесса обучения грамоте значительного количества детей. Рефлекторному
процессу научить невозможно, его надо почувствовать: ребенок должен почувствовать
формирование звуков собственными Речетворными Органами, и должен почувствовать
порядок следования звуков в слитной речи.  

Но педагогика не располагает такими необходимыми методами, ими располагает только
логофизиология.

    Расшифровка авторами структуры речи и ее speech-motoring, разработка ими методов
логофизиологии открывает возможность ввести логофизиологическую подготовку в
пропедевтический курс обучения грамоте. Открытие авторов делает возможным
целенаправленное воздействие при помощи чувствительно-двигательных импульсов
(ноу-хау) на речевые центры с периферии нервной системы индивидуума, и импульсы эти
обладают только двумя значениями: торможения и возбуждения.   

    Авторы разработали систему логофизиологического пропедевтического курса,
испытали его в длительной и обширной практике. Эту методику они назвали

логофизиологией
.

   Логофизиология – это созданная авторами новая дисциплина, включающая в круг своих
научных и практических интересов вопросы педагогики, физиологии, медицины, психологии.

     Логофизиология занимается изучением механизмов речеобразования и их связи с
периферическими отделами центральной нервной системы. Логофизиология разрабатывает
практические методики, при помощи которых возможно предупредить речевые нарушения
устной и письменной формы речи. Логофизиология обладает собственной теоретической
базой и документированной практикой.

                                Базис практической логофизиологии

   Еще в середине 20-го века У. Пенфилд установил физиологическую зависимость между
речевым центром и пальцами руки (см. схему).

схема У. Пенфилда.bmp                                                                           

На схеме видно, что каждый палец руки связан с определенной зоной Речевого Центра. Эта
физиологическая зависимость дает возможность на пальцах зашифровать структуру речи
и при помощи пальцев направить речь в Речевые Центры (ноу-хау).

    Новое понимание структуры речи и ее speech-motoring влечет за собой радикальную
замену традиционного алгоритма обучения грамоте.

    Традиционный (фонематический) алгоритм осуществляется педагогически. Детям
объясняют: «Мы слышим звук и записываем его буквой». Исходя из этого основополагающего
тезиса,  строится педагогический алгоритм обучения.

  • ·         Детей учат различать фонемы (Место -Тесто, кОт - кИт…)

С этим заданием справляются все дети, даже 3-летние дети никогда не спутают картинку
Кота и Кита. Но выделенные таким образом речевые звуки - виртуальны, они – результат
осмысливания речи.

  • ·         Выделенные речевые звуки обозначают определенной буквой. Но т.к. фонем много
    и они звучат каждый раз по-разному, то ребенок просто не узнает в фонеме букву и в
    букве фонему. В этом и заключается основная трудность усвоения грамоты.

И все же большинство детей – кто раньше, кто позже – усваивают грамоту при помощи
фонематической методики обучения. Но всех детей обучить при помощи этой методики
невозможно.

    Сознавая беспомощность школы перед задачей усвоения грамоты всеми детьми, многие
родители принимают превентивные меры – учат читать детей до школы. При этом
неминуемо и противоестественно процесс чтения отрывается от процесса письма. Чтение
и письмо диалектически между собой связаны, это две стороны одной и той же медали и
невозможно отделить одно от другого, как невозможно отделить анализ от синтеза.
Чтобы каким-то образом скрасить неприглядную картину начального (и основного) периода
обучения грамоте, снижаются критерии оценок: качество чтении проверяют по хронометру,
не вникая в понимание учеником читаемого текста. Еще более страдает при такой системе
проверка качества письма. Оно тоже оценивается по формальным признакам, в результате
чего многие дети принимают за письмо процесс трансформации печатного текста в
письменный…

    Все эти трудности проходят без следа, если принять концепцию спич-мототоринг авторов
и изменить алгоритм обучения грамоте:

  • ·         Сначала детей надо научить почувствовать функционирование собственных
    Речетворных Органов, и научить управлять ими: дыханием, механизмом голосоподачи,
    мышцами лица, языка ….

  • ·         Затем у детей формируют навык шифрования речи на пальцах руки (ноу-хау) и
    навык адресации зашифрованной речи в Речевой Центр (ноу-хау).

    Таким образом, логофизиология дает возможность целенаправленно воздействовать на
Речевые Центры с периферии индивидуума. Пальцевой анализ-синтез позволяет
осуществить безбуквенное чтение и безбуквенное письмо, что в десятки раз увеличивает
количество прочитанных и записанных слов на каждом занятии – это и является основным
фактором эффективности предлагаемой методики.
 

     Если правильно зашифровать речь на пальцах, то эта речь по физиологическим каналам
неминуемо попадает в Речевой Центр, на что последний реагирует вневолевой (т.е.
рефлекторной) реакцией в виде фонетически нормативной речи.

    Это открытие послужило основой для создания авторами методики «Обучение детей
4-6-ти лет фонематическому чтению» (методика признана педагогическим изобретением,
занесена в Реестр Международного Центра Педагогического Изобретательства РФ, на него
выдан Патент-сертификат за №113, 1993г.).

          Система купирования дислексии и дислексикоподобных нарушений у первоклассников.   

    Авторы разработали Систему своевременного купирования нарушений письменной формы
 речи у школьников. Система позволяет охватить в максимально ранние сроки всех тех
учеников, у кого замечаются специфические нарушения речи: ребенок «забывает» буквы,
читает побуквенно прямой слог; пишет «зеркально»; у ребенка нечеткое звукопроизношение,
затянувшийся «синдром первоклассника», проявление заикания, запинок и прочего, - во всех
этих случаях ребенка отправляют в группу логофизиологической коррекции речи.
   

    Занятия проводятся с группой учащихся (максимально 5-6 человек), только специалистом;
длительность занятий 10-15 минут (не более 20-ти минут) в специально оборудованном
кабинете 2-3 раза в неделю – параллельно школьным занятиям. Тематика занятий – развитие
логофизиологических навыков речевого анализа-синтеза. (Тематика этих занятий и их
алгоритм первоначально называлась «Грамота за 7 занятий» - ноу-хау).
   

Ниже приводим схему динамики усвоения курса коррекции. 

 

20-09-2008 20;48;25.bmp

    Как видно из схемы 55% детей овладевают нормативным чтением примерно за 1-1,5
месяца (8-10 посещений); примерно 15% детей усваивают данный курс за 5-6 посещений; еще
15% детей требуется 2-3 месяца (на схеме обозначено мелкой ломаной линией).
   

   Таким образом, из этой схемы видно, что 85% детей, посещающих эти занятия,
ликвидируют свое отставание в установленные школой сроки.
  И лишь у 15% детей
возникает необходимость повторного посещения данного курса. Часть этих детей, в конечном
счете, попадают во
вспомогательную школу с диагнозом «дебильность в   обучаемой форме».
Но и во вспомогательной школе, занимаясь строго индивидуально по данному алгоритму, дети
овладевают нормативным чтением и письмом; продолжительность курса у этих детей
длится год-полтора при двух посещениях в неделю. Эффект всегда положительный.
   

   Цитируем выдержки из рецензии профессора Татуся Виты, научного руководителя Дома
науки и технологии «Центр» СУРИ и СИРИ:

«…Разработанный ими метод позволяет в десятки и сотни раз сократить время
восстановления и свести его до минимального количества общений с логопедом: от 10 до 50
в зависимости от интеллекта пациента, возраста, структуры дефекта и т.п.….».

    Далее выдержка из Представления Д.Бугаевой к званию «Учителя-методиста»: «… по
истечению 15-ти лет можно с уверенностью сказать, что принятая в городе Система
профилактики дислексии и дисграфии на основе указанной методики
 Бугаевой Д.И.
полностью себя оправдала: дисграфия у второклассников – это ЧП со всеми вытекающими
отсюда последствиями…» (Зав. горОНО, Зав. Методкабинетом, гербовая печать).   

    Таким образом, предлагаемая авторами методика не только высокоэффективна,
экономична, она реальный претендент для массового использования и в домашних условиях, и в
школах, и в детских садах. При ее помощи можно полностью решить проблему
дислексии и дислексикоподобных нарушений.

Связь с нами по E-mail: julia.logoped@gmail.com

 Отправить сообщение для julia.logoped@gmail.com с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© Бугаева Дина Иосифовна 2009 Все права защищены. Дата изменения: 13.06.2009 

Hosted by uCoz