об открытии логофизиология открытие в педагогике открытие и компьютер логотренажер о дислексии дислексия и дислексики еще о дислексии и еще о дислексии фотогалерея
| |
Дисграфия и дислексия: что
нужно знать родителям,
дети которых с трудом пишут и читают
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с
трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на
невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад
ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более
серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые
проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют
дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть
что-то одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от
греческого "дис" – затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" -
писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором
наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения
звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в
предложении, аграмматизмы на письме.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию
собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо –
сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры
головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы
различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного,
рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических
процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и
внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
- Акустический (услышать и выделить звук).
- Артикуляционный (уточнить звук, состав слова,
установить последовательность звуков).
- Зрительный (представление графического образа
звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
- Удерживание в памяти графических символов и
их правильная пространственная организация.
- Наличие устойчивого внимания, знание
орфографических и пунктуационных правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему
с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать,
его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически
является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении
письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания
слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность
фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и
препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков
произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения
моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев,
неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв,
пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже
тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий.
Если трехлетний ребенок говорит "ем ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это
укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется
типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для
данного существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это выходит за
рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграмматизмов в устной речи
детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи.
Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не
занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме
ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет
сама, ее нужно корригировать и исправлять.
Дислексии (от
греческого "дис" – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" –
читать) – это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная
неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть
слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко
сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства
лежат нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" – головной мозг
(лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого
буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного
материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие
работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких
психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение
– это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом,
чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
- соотнести имеющиеся представления о
зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с
увиденным (написанным) – увидеть;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с
ее слухоречедвигательным образом – произнести;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с
его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
- Овладение звукобуквенными обозначениями.
- Этап аналитического чтения, при котором
единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое
чтение).
- Этап становления синтетических приемов
чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается
к произношению.
- Этап автоматизированного (синтетического)
чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а
понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
- Сформированность фонематического восприятия
(дифференциации и различения фонем).
- Сформированность фонематического анализа
(выделение звуков из речи).
- Сформированность зрительного анализа и
синтеза (определение сходства и различия букв).
- Сформированность пространственных
представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за,
около, рядом и т.п.).
- Сформированность зрительного мнезиса
(возможность запоминания зрительного образа букв).
- Сформированность связной устной речи
(классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически
верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).
- Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое
внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного
задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.)
- Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
- Сформированность умения общаться со
сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми,
зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение,
положение в пространстве);
- нарушения поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа
слова.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно и неверно,
ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности
при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на
начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст.
Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое
чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники
чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно
пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи
противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти
ничего не понимает из прочитанного.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит,
что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к школьному
логопеду или дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и
положительный результат обязательно придет.
С сайта "Ступеньки".
|